Университет — предприятиям

Совершенствование коммуникаций между университетом, обществом и работодателями – направление инновационной образовательной программы ТГУ

Цель:
Продвижение образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых услуг Томского государственного университета на региональном, российском и международном уровнях.

Задачи:
Формирование в университете эффективной внутренней системы управления взаимоотношениями «ТГУ – стратегические партнеры (предприятия и организации)» на основе создания и работы Центра маркетинговых исследований и коммуникаций.
Создание и поддержка электронной коммуникационной платформы «Корпоративный университет» для обеспечения оперативной связи ТГУ c компаниями реального сектора экономики, сферы услуг и формирования портфеля заказов ТГУ.
Содействие профильному трудоустройству (т.е. по полученной специальности) выпускников ТГУ в компаниях ­ стратегических партнерах. Содержательное наполнение модели «практикоориентированное обучение в ТГУ» на всех уровнях (от бакалавра до мастера делового администрирования «МВА») на основе разработки и реализации инновационно-образовательных траекторий студентов, магистрантов, слушателей под заказ компаний-работодателей. Кадровое, технологическое, предпринимательское сопровождение университетом мега-проекта «Особая экономическая зона технико­внедренческого типа г.Томска». Увеличение внебюджетных доходов университета от оказания образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых услуг предприятиям и организациям.
Система коммуникаций между ТГУ и работодателями основы­вается на реализации двух комплексных проектов (образовательных, научных, производственных): Создание Центра маркетинговых исследований и коммуникаций ТГУ.
Создание на базе ТГУ Межвузовского центра подготовки кадров для резидентов особой экономической зоны г. Томска и организация работы по подбору специалистов с необходимой квалификацией для резидентов ТВЗ.

Новая система сотрудничества «ТГУ – стратегические партнеры» призвана обеспечить не только мониторинг существующих направлений сотрудничества факультетов, структурных подразделений университета с компаниями, но прежде всего их обновление и расширение.
Для этого используются следующие инструменты сетевого взаимодействия:

  • Инновационно-образовательные траектории обучения студентов и магистрантов
  • электронная коммуникационная платформа
  • корпоративные олимпиады
  • программа «Стажировка студентов»

В целях расширения долгосрочных контактов и повышения оперативности взаимодействия ТГУ с внешней средой разработан пакет документов «корпоративный» для заключения договоров о сотрудничестве ТГУ со стратегическими партнерами. «Корпоративный пакет» состоит из следующих типовых форм:


Стратегические партнеры ТГУ (предприятия и организации) при этом рассматриваются в трех аспектах:

Заказчики по договорам на оказание образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых услуг. Долгосрочное сотрудничество университета с предприятиями-партнерами в сфере оказания образовательных (основных и дополнительных) услуг позволяет позиционировать их как корпоративные площадки обучения;
Места прохождения различных видов учебной практики, стажировки студентов и их дальнейшего трудоустройства
Источник кадрового обеспечения образовательного процесса в ТГУ ведущими в своей сфере специалистами­практиками (проведение мастер-классов, реализация кейс-метода и проектного метода обучения, совместительство на кафедрах, привлечение на почасовой основе, привлечение к руководству курсовыми и дипломными работами, отчетами о прохождении практики, работа в ГАК, учебно-методических комиссиях факультетов, формирование PROJECT-команд для реализации совместных с ведущими организациями г.Томска образовательных, научных и др.проектов).
Данные аспекты сотрудничества ТГУ и предприятий-партнеров позволяют позиционировать последние как базовые образовательные площадки.


Создана база данных предприятий-работодателей (750 предприятий), в том числе 250 компаний Сибирского федерального округа, России, ближнего и дальнего зарубежья и 500 томских компаний, из них:

27 крупных томских компаний, входящих в рейтинг компаний Сибирского Федерального округа по показателю выручки от продаж;
20 компаний - инвесторов стратегических инвестиционных проектов Томской области, входящих в рейтинг 100 проектов Сибирского Федерального округа на 2006 и последующие годы;
25 научно-исследовательских институтов;
5 государственных университетов;
40 федеральных, областных и муниципальных управлений;
4 коммерческих банка, 20 филиалов коммерческих банков;
10 страховых компаний;
15 аудиторских и консалтинговых компаний;
50 промышленных компаний;
35 сельскохозяйственных компаний;
25 строительных компаний;
50 предприятий транспорта, торговли, сферы услуг;
17 компаний СМИ;
50 инновационных предприятий, в том числе формирующих пояс инновационных компаний ТГУ;
9 субъектов ОЭЗ технико­внедренческого типа в г. Томске, в том числе 7 резидентов ОЭЗ.
Заключено более 100 договоров о сотрудничестве со стратегическими партнерами (предприятиями и организациями).


Центр маркетинговых исследований и коммуникаций ТГУ

Центр маркетинговых исследований и коммуникаций (директор – Виктория Владимировна Маковеева) выстраивает взаимоотношения со стратегическими партнерами с приоритетом «руководитель, топ­менеджер предприятия – выпускник ТГУ» на качественно новой основе – в привязке к стратегическим инвестиционным проектам, реализуемым в Томске и имеющим большое значение для Томской области (проекты «Томские недра», «Томский лес»), Сибирского федерального округа (проекты «Правобережье», «Центр ядерной медицины»), России (проект «Особая экономическая зона технико­внедренческого типа в г.Томске»).

Свою работу Центр организует в тесном сотрудничестве с факультетами ТГУ. Некоторые факультеты имеют многолетний успешный опыт взаимодействия с предприятиями г. Томска, Томской области, другими городами России и зарубежными компаниями. Этот опыт необходимо распространять на другие факультеты.

Кроме того, сегодня требуется новый, расширенный формат сотрудничества ТГУ с предприятиями:
модель эффективного профильного трудоустройства выпускников предполагает, что они остаются работать на том предприятии, где проходили практику; предприятия являются потенциальными заказчиками действующих и новых основных и дополнительных образовательных программ ТГУ. Задача Центра – реализовать этот потенциал на основе изучения их реальных потребностей; в связи с развитием практико-ориентированного обучения необходимо более активно вовлекать ведущих специалистов-практиков в образовательный процесс.

В настоящее время происходит систематизация существующих направлений и форм сотрудничества факультетов и предприятий, заключаются договоры о сотрудничестве с предприятиями-партнерами ТГУ.

Задачей Центра является не только расширение направлений взаимодействия предприятий с факультетами ТГУ, но и организация учета этой деятельности университета на рынке труда и образовательных услуг. Для этого создана единая информационная база данных предприятий­партнеров, которая позволит в оперативном и удобном режиме работать для всех заинтересованных сторон.


Стратегические партнеры:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Томской области, ООО «Томская горнодобывающая компания», ООО «Томскнефтехим», ОАО «Банк Уралсиб», ОАО «Газком», ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», ООО «Научно­исследовательская организация «Сибур-Томскнефтехим», ФГУП «Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно­исследовательский институт экспериментальной физики» (г. Саров), ОАО ГМК «Норильский никель», АО «Национальный инновационный фонд» (Республика Казахстан) и другие предприятия, ВУЗы и НИИ и др..

Copyright © 2010. All rights Reserved, eXo Platform SAS и Red Hat, Inc..